В Казахстане наблюдается значительное сокращение как внутреннего производства автомобилей, так и их экспорта.
Согласно данным Finprom.kz, за первые шесть месяцев этого года на экспорт было отправлено всего 554 легковых автомобиля, в то время как за аналогичный период прошлого года эта цифра достигала почти 9200 единиц.
Основным импортером казахстанских автомобилей остается Россия, куда в первой половине 2023 года было экспортировано 8400 машин. Однако в этом году ситуация изменилась: за тот же период в Россию отправлено всего 115 автомобилей. Причиной такого резкого снижения аналитики называют введение с 1 апреля новой системы управления рисками в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Теперь растаможка автомобиля в одной из стран ЕАЭС не дает привилегий при ввозе в Россию.
По новым правилам, при занижении таможенной стоимости автомобилей поставщикам в РФ придётся уплачивать разницу, рассчитанную на основе средней рыночной цены. Это делает поставки в Россию невыгодными для перекупщиков и фактически лишает их коммерческого интереса.
Экспорт в Беларусь по этой же причине снизился в 18 раз, а в Кыргызстан – более чем на четверть.
На внутреннем рынке Казахстана доля проданных отечественных автомобилей также сократилась с 50,4% до 44,7%. В первом полугодии 2024 года на казахстанских заводах было выпущено 57,1 тысячи автомобилей, что на 9500 меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В «Казахстанском автомобильном союзе» связывают это сокращение с увеличением объемов «серого» автомобильного импорта.