30 июня – День рождения витебского трамвая
2 июля, Вторник
471.83
505.66
5.4

30 июня – День рождения витебского трамвая

30 июня, 2024

30 июня 2024 года у витебского трамвая очередной День рождения. В этот раз обошлось без юбилея, но возраст у именинника внушительный – 126 лет. Примечательно, что витебский трамвай является не только старейшим в Беларуси, но и практически во всей тогдашней Российской империи, обогнав даже Москву и Петербург. Подробнее об истории его появления и современных маршрутах вам расскажет корреспондент 024.by.

126 лет назад по Витебску начал ездить суперсовременный транспорт, которому могли позавидовать практически все города огромной Российской империи. Впервые данный вид транспорта появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, в 1897 – в Екатеринославе и Елисаветграде, а в 1898 – в Витебске, Курске, Севастополе и Орле. На тот моменте в Витебске проживало около 66 тысяч жителей, что гораздо меньше современных 360 тысяч.

В городе было много узких и кривых улочек, но все же место для трамвая тут нашлось. Большую роль в появлении этого диковинного на то время транспорта сыграло улучшение отношений между Российской империей и Францией. Именно французский подданный Фернан Гильон выступил с предложением к витебской городской думе с проектом о строительстве и эксплуатации в городе «электрической железной дороги».

Договор был рассчитан на 40 лет, а француз внес предоплату в размере 10 тысяч рублей. От местных властей нужно было только предоставить место для прокладки путей, а с каждого отправленного на линию трамвая Гильон платил в бюджет в первый год по 30 рублей, во второй – по 40, а затем – по 50. Для француза это также было выгодным коммерческим ходом.

Фото из открытых источников

Он позволял ему получать прибыль вплоть до 1917 года, пока не произошла Революция. Первые пути были рассчитаны на 5 километров и 4 маршрута, и они были проложены в рекордные для того времени сроки. Трамвайное депо было построено на Задуновской улице (сейчас проспект Фрунзе) и с тех пор не меняло своей локации. Здесь же можно посетить интересный музей.

А тогда депо и электростанция только строились, в них ставилось новейшее западное оборудование и закупались 33 современных бельгийских вагона, часть из которых была оснащена достаточно мощными двигателями в 25 лошадиных сил. Это позволяло вагону разгоняться до 13,5 км/ч, а интервал движения составлял примерно 12-15 минут на маршруте. Стоил новый транспорт на тот момент немало, но им активно пользовались.

Фото из открытых источников

Взрослые платили за проезд по 5 копеек, ученики – по 3 копейки, но на них обязательно должна быть надета в полном комплекте учебная форма. Дети до 5 лет и сотрудники полиции могли ездить бесплатно, обилечивал пассажиров кондуктор. Для понимания цены стоит привести факт, что в то время рабочий зарабатывал за полный день не более 60 копеек. Витебский трамвай успешно работал до революции, пока не был национализирован в 1918 году.

На тот момент трамвайный парк был изрядно изношен, так как ни разу не обновлялся с момента запуска. Новые детали на бельгийские вагоны брать было неоткуда, и в 1919 году на маршруты выходило всего 3-4 трамвая, а в 1922 – осталось только 2 маршрута. Но с этого года советские власти всерьез взялись за витебские трамваи и стали ремонтировать пути, обновлять вагоны. В результате, уже в 1924-м на маршрутах ездили 10 моторных и еще 6 прицепных вагонов.

Фото из открытых источников

Тогда же начали прокладывать новые трамвайные линии. А в 1930-х старые бельгийские вагоны начали заменять новыми отечественными, узкая колея путей сменилась на широкую. До войны в Витебске трамваи ездили уже по 6 маршрутам, но во время оккупации депо, большая часть путей и вагоны были уничтожены. Лишь к 1947 году удалось восстановить 3 трамвая, тогда же отправился и первый послевоенный маршрут №1.

В следующем году из Москвы были переданы 20 старых вагонов, что позволило увеличить количество маршрутов. Уже в первой половине 1950-х удалось восстановить 6 довоенных маршрутов, постепенно увеличивалось количество вагонов и линий. В итоге, в 1987 году в Витебске ездило 128 вагонов по 10 разным маршрутам.

Фото из открытых источников

После распада СССР сеть линий перестала расширяться, а количество маршрутов было уменьшено в 1998 году до 9. А сегодня, в 2024 году, по Витебску курсируют трамваи лишь по 7 маршрутам, значительно уступая в этом плане не только автобусам с их 58-ю маршрутами, но также и троллейбусам с 16-ю маршрутами.

Вас также могут заинтересовать другие новости Беларуси:

В Витебске открылась новая спортивная площадка

В Беларуси в некоторых школах появятся уроки вождения

Этот пляж признан на Гомельщине лучшим, а на трех уже нельзя купаться — подробности

Автор:
Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Самое популярное за неделю:

Мошенники

Мошенники в Казахстане действуют под видом благотворительного фонда

2 июля 2024
Тенге

В Казахстане планируют изменить величину прожиточного минимума — подробности

26 июня 2024
Нападение в фан-зоне на Евро-2024: есть пострадавшие

Нападение в фан-зоне на Евро-2024: есть пострадавшие

28 июня 2024
Развитие западных регионов Казахстана: поручение Токаева

Развитие западных регионов Казахстана: поручение Токаева

27 июня 2024
В Шымкенте появится самый большой стадион в стране: строительство уже началось

В Шымкенте появится самый большой стадион в стране: строительство уже началось

30 июня 2024
В Казахстане могут измениться правила сдачи экзаменов на права: подробности

В Казахстане могут измениться правила сдачи экзаменов на права: подробности

28 июня 2024

Принять гостей республиканского праздника «Купалье» готовится Александрия под Шкловом

26 июня 2024
Электрокар

Владельцам электрокаров не придется платить за парковку — поправки к закону

28 июня 2024
Будут ли госслужащих в Казахстане штрафовать за азартные игры

Какие санкции грозят госслужащим в Казахстане за азартные игры

29 июня 2024
Что будет, если есть имбирь каждый день? Этого вы не знали

Что будет, если есть имбирь каждый день? Этого вы не знали

26 июня 2024
Работа

Первая страна в ЕС: в Греции вводят «шестидневку»

1 июля 2024

Закрытие БИПа в Могилеве – что ожидает студентов

29 июня 2024

Список домов в Гомеле на замену лифтов в 2024 году — проверьте, нет ли вашего

28 июня 2024

Евросоюз ввел новый санкционный пакет против Беларуси — что в него войдет

28 июня 2024
Бишимбаев. Суд.

В суде были допущены нарушения — адвокат Бишимбаева

26 июня 2024
В Air Astana объяснили, почему часто задерживаются рейсы

В Air Astana объяснили, почему часто задерживаются рейсы

27 июня 2024
Иллюстрация обложки первой книги про Гарри Поттера ушла с молотка почти за $2 млн

Иллюстрация обложки первой книги про Гарри Поттера ушла с молотка почти за $2 млн

28 июня 2024
Попытка госпереворота в Боливии: главное к этому часу

Попытка госпереворота в Боливии: главное к этому часу

27 июня 2024
Знаки зодиака

Чего ждать знакам зодиака в июле 2024? Часть 1

1 июля 2024

Сколько денег нужно россиянам для нормальной жизни, показал опрос

29 июня 2024